Михаил Константинович Кристи — первый заведующий кафедрой

М.К.Кристи

   Россия включилась в создание бронетанковой техники вровень с развитыми в то время капиталистическими странами (Франция, Англия, США). Разработанные Д.И. Менделеевым (1911 г.), А.А. Пороховщиковым (1915 г.), Н.И. Лебеденко (1915 г.) опытные образцы танков имели оригинальные конструктивные решения и определенные преимущества перед разработками зарубежных конструкторов. Однако, основные серийные танки первого и второго поколений все-таки имели прообразом иностранные модели. Так первые 15 танков, выпущенные Сормовским заводом («Борец за свободу Ленин», «Победа», «Илья Муромец» и др.), были разработаны на базе французского танка «Рено». Поэтому не случайно в 1938 году в МВТУ им. Н. Э. Баумана – кузнице высококвалифицированных кадров для военной промышленности, были организованы оборонные факультеты, в том числе Танковый («О»), в состав которого вошла кафедра «Танкостроение». Ее создателем стал основоположник теории танка, выдающийся Инженер Михаил Константинович Кристи.

   Обратимся к его жизнеописанию.

   «Я, Кристи Михаил Константинович, родился в 1890 году в г. Ельце Орловской области.

   …Отец умер в 1895 г., то есть, когда мне было пять лет. Мать со своей сестрой жила на пенсию 30 рублей в месяц. Личное (по военной службе) дворянство отца дало мне и брату возможность учиться в кадетском корпусе. По окончании его, с согласия матери и брата (офицера 3-й Гренадерской артиллерийской бригады в г. Ростове Ярославском), я не пошел в военное училище, а поступил по конкурсу в МВТУ.

   Во время учебы за материальной помощью к брату обращался лишь в исключительных случаях. Жил на личный заработок от «уроков» (репетиторствования отстающих учеников).

   Жил замкнуто, так ккак корпус не дал мне ни жизненного опыта, ни тем более какого-либо интереса к политической жизни страны. Государственный строй мне представлялся какой-то нерушимостью и поэтому ни революции февраля 1917 г., ни тем более Октябрьской я не понимал… Неприспособленный к жизни (после окончания кадетского корпуса), я успевал лишь зарабатывать на жизнь. Предметная система в МВТУ позволила мне посещать его лишь в периоды зачетных сессий и никакого участия ни в жизни школы, ни в общественных, ни в политических организациях не принимать.

   Служба в период 1913–1917 гг. проходила без соприкосновения с рабочими организациями и также не приблизила меня к политической жизни.

   О тов. Ленине я впервые услышал лишь в период революции. В результате никакого участия в революции я принять не мог и на борьбу смотрел, как на личное дело неизвестных мне лиц.

   Летом 1917 г. моя жена с двумя детьми из-за недостатка питания для детей уехала к своему отцу в Новочеркасск и затем в течение года была отрезана от меня фронтом Октябрьской революции. Осенью 1918 г. она пробралась через фронт в Москву, оставив детей в Новочеркасске, после этого мы вместе уехали из Москвы в Новочеркасск. Вот причина, по которой я оказался в лагере белых.

   По дороге я заболел «испанкой», а когда выздоровел, у белых была объявлена мобилизация. Я поступил сначала шофером в авточасть и затем был переведен преподавателем военно-автомобильной школы. Это единственная причина, почему я попал в военную школу белых.

   Когда фронт стал приближаться к Новочеркасску, школу перевели в Екатеринодар, где она тотчас распалась, и я поступил в автомастерские. После прихода Красной Армии я возвратился в Новочеркасск, но по дороге заболел сыпным тифом.

   После выздоровления поступил в автосекцию. Потом был откомандирован в Донской политехникум и оттуда в МВТУ для сдачи дипломного проекта...

   Окончил теоретический курс в 1915 г., диплом защитил в 1921 г. С дипломного проекта, задание на который я взял в 1915 г. («Трактор по типу Фордзон»), началась моя работа по специальности «Тракторы».

   С 1914 года началась моя педагогическая работа в области транспортных машин сначала в качестве инструктора на курсах шоферов при МВТУ, затем в редакции и технической организации автомобильного отдела ВЗС (Всероссийский Земский Союз). Таким образом, начало моей специализации относится к моменту появления первых более или менее работоспособных гусеничных тракторов.

   Первые годы революции я работал по сбору и восстановлению брошенных белой армией тракторов, где впервые пришлось познакомиться с результатом нецелесообразной конструкции первых типов таких машин и начать работу по вопросам оценки и устранения дефектов.

   С 1920 г. по 1932 г. я работал в качестве лаборанта, пом. заведующего и заведующего транспортным отделом Научного Автотракторного института (НАТИ). За этот период при моем непосредственном участии, а затем под моим руководством отдел проследил весь путь развития конструкции и производства (тракторов), в том числе и серийного производства тракторов «Коммунар» и «Большевик» и массового производства трактора «Фордзон», а также некоторых других заграничных марок, разработал и провел большое число испытаний тракторов в лабораторных (в НАТИ), полевых (на базе в Черемушках) и дорожных (на полигоне в Нахабино) условиях при одновременном проектировании и освоении лабораторного оборудования, стендов и приборов для испытания машин.

   Одновременно работал в Совете Топливного комитета нефтяной промышленности и в ВАТО по вопросу запчастей, что позволило освоить экономическую сторону экспедиции тракторов.

   В 1926 году мне пришлось принять на себя техническую организацию конкурсных испытаний тракторов в Персияновке, Нахабино и в Крыму.

   Подробнее на практике изучение 28 типов тракторов дало новое направление в развитии транспортного отдела НАТИ и позволило ему впоследствии авторитетно выступить во всех правительственных комиссиях по выбору типа тракторов для постройки советских заводов СТЗ, ХТЗ и ЧТЗ.

   Еще более глубокие знания конструкции и производства тракторов дала последующая работа по изготовлению рабочих чертежей запчастей большого числа марок заграничных тракторов, завезенных в СССР. По этим чертежам изготавливались запасные части на 12 заводах.

   Об уровне развития коллектива работников Транспортного отдела к этому времени можно судить по выпущенному в свет «Атласу трактора СТИ» Лебедевым и Силавиным под моей редакцией, в котором впервые были отражены все особенности конструкции, связанные с массовым производством трактора. Во всех работах принимал непосредственное участие и я.

На заседании кафедры

М. К. Кристи на заседании кафедры (60-е годы)

   Одновременно за этот же период (1920–32 гг.) я вел педагогическую работу в качестве преподавателя в ОШКУМТе (объединенная Школа и курсы Управления Московского транспорта), Транспортном техникуме и в звании профессора в Ломоносовском институте, где, кроме кафедры, заведовал отделением Технической эксплуатации тракторов.

   В 1932 году вместе со всеми был переведен в ВАММ (военная академия механизации и моторизации) и зачислен в Красную Армию как старший преподаватель с военным званием Т–11 (два ромба).

   С 1932 года я был вынужден оставить работу в НАТИ и переквалифицироваться на танки.

   Танк – более сложная и с большими перспективами развития машина по сравнению с трактором, и это заставило обратить внимание на теоретический анализ движения гусеничных машин и на теорию отдельных механизмов.

   Этим был увлечен весь коллектив кафедры «Танки» и в результате в 1935 году был выпущен в свет первый учебник по танкам под моей редакцией. Почти все вопросы в этой книге носили характер новых оригинальных путей решения.

   В дополнении к этому мною одновременно была написана статья «Трактор», помещенная в Техническую энциклопедию.

   Опыт по испытанию тракторов, приобретенный в НАТИ, позволил привлечь коллектив к работе над методикой испытаний танков и в 1935 году был закончен проект и размещены заказы на оборудование первой танковой лаборатории, построенной уже без меня.

   В результате этой же работы мною в 1933 году была выпущена книга «Испытание гусеничных машин. Часть I». Вторую часть («Лабораторные испытания») я не закончил в связи с уходом из Академии.

   В 1935 году Постановлением ВАК ВКВШ я был назначен исполняющим обязанности профессора с предложением защищать докторскую диссертацию, но с уходом из Академии я этой возможности был лишен.

   Период с 1935 года по 1938 год я работал научным редактором Технической энциклопедии по отделу «Автомобили, тракторы и танки», включая и их двигатели.

   В это время мною были подготовлены к печати статьи почти по всему плану 5-ти томов Автотракторной энциклопедии и написано много статей, но и эта энциклопедия, как и вся Большая Техническая в свет не вышла. Вместо нее выпущено второе издание Технической энциклопедии, все статьи которой по указанному отделу отредактированы мной.

   В 1938 году вышел в свет 4-й том Автотракторного справочника под моей редакцией и с большим числом написанных мною статей.

   В течение этого же периода до 1941 года я консультировал еще испытания маломощных дизелей в ВИСХОМе и дипломное проектирование в МИМЭСХе.

   С 1938 года до настоящего времени заведую кафедрой ГМ факультета «О» (Танкового) МВТУ.

   До эвакуации, кроме того, читал курс «Танки» в МАМИ (Московский Автомеханический институт) и вел большую работу с аспирантами МВТУ, МАМИ, НАТИ, МИМЭСХ и Сталинградского института (14 чел.) в целях уточнения вопросов теории движения ГМ, работы гусеничного механизма и подвесок корпуса.

   В 1940 году совместно с профессором Карельских выпустил в свет учебник «Теория, конструкция и расчет тракторов», утвержденных ВКВВ.

   В период до Отечественной войны создал и начал читать впервые курсы «Теория танков» и «Конструкция и расчет танка». В настоящее время читаю «Специальный курс конструирования танков».

   Во время Отечественной войны коллектив кафедры с моим участием выполнил большое число проектов разных видов вооружения, в том числе проект механизма, придающего тяжелому танку большую подвижность и маневренность. Проект выполнен в образцах и рекомендован Военным Советом ГБТУ к принятию на вооружение Красной Армии».

 

Становление кафедры

 

   Первый выпуск инженеров-танкостроителей, который пришелся на 1941 год – год начала войны с Германией, показал высочайшее качество подготовки инженеров. Не случайно среди первых выпускников звучат фамилии известных в области танкостроения руководителей – В.С. Старовойтова, П. П. Исакова. И так было с каждым выпуском: имена А.Л. Кемурджиана, Л.И. Пугачева, Ю.П. Костенко, Н.А. Забавникова, В.И. Красненькова, В.М. Антонова и многих других хорошо известны среди специалистов по бронетанковой и смежной с ней технике.

   Энциклопедические знания, необыкновенная скромность, человечность и тактичность Михаила Константиновича Кристи– все это притягивало к нему людей чистых помыслами, незаурядных, способных не по приказу, а по совести выполнять любую работу, в любое время. Не было случая, чтобы Михаил Константинович повысил голос или кого-то отчитал. Всем было просто неудобно чем-то вызвать даже малейшее неудовольствие. М. К. Кристи не был не только доктором, но и кандидатом наук, и только под давлением кафедры он согласился, чтобы сотрудники кафедры к его 70-летию ходатайствовали о присвоении ему почетного звания «Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР».

   От него окружающим сотрудникам, аспирантам, студентам передавалась неистощимая энергия и оптимизм, стремление сделать что-то новое, оригинальное.

   Сохранился приказ наркома танковой промышленности В. А. Малышева (кстати, также выпускника МВТУ).

   «Коллектив инженеров Танкового факультета МВТУ им. Н. Э. Баумана по заданию Наркомтанкопрома разработал новый танковый агрегат. Этот агрегат построен Кировским заводом и прошел испытания.

   За успешное проведение этой работы приказываю:

  1. Объявить благодарность коллективу работников Танкового факультета МВТУ, участвовавшим в разработке проекта.
  2. Наградить значком «Отличник соцсоревнования Наркомтанкопрома» и премировать:
  3. 1. Руководителя работы, декана Танкового факультета, к. т. н., доцента Зайчика Г.И.
  4. 2. Зав. кафедрой «Гусеничные машины» профессора Кристи М.К.
  5. 3. С. н. с., д. м. н. Крейнеса М. А.
  6. 4. И.о. гл. конструктора кафедры, аспиранта Левина К. Г.
  7. 5. Аспиранта Синельникова А. В.
  8. 6. Ст. инженера-конструктора Некрасова О. Б.
  9. 7. Аспиранта Рабиновича Х. М.
  10. 8. Аспиранта Сычала М. З.
  11. 9. Ассистента Владимирского В. А.

   20 марта 1945 г.».

 

   В 1946 году главному идеологу и теоретику проекта М. К. Кристи была присуждена за эту работу Сталинская премия второй степени и присвоено звание лауреата.

   В первые годы войны кафедре пришлось в составе МВТУ эвакуироваться в г. Ижевск, где не только продолжался учебный процесс, но и делались попытки создать новые образцы военной техники. В частности, были разработаны опытные образцы «метателя бутылок» с зажигательной смесью на базе стандартной винтовки Мосина.

   Виктор Алексеевич Иванов, который был рядом с М.К. Кристи с 1941 года и после его смерти стал его преемником на посту заведующего кафедрой, рассказывал, как при испытаниях салазок для испытания противотанковых фугасов с реактивным двигателем М.К. Кристи едва не погиб. А дело было так.

   К обычным детским салазкам прикреплялось чугунная труба, в которую забивались особым образом обработанные березовые стружки. Этот «заряд» поджигался, и санки за счет реактивной струи устремлялись к цели. Сколько необходимо стружек, какова технология их обработки, никто точно не знал, поэтому всем полагалось сидеть в укрытии. Но Михаил Константинович, несмотря на настойчивые требования В. А. Иванова, туда не шел, а оставался наверху, укрывшись за деревом. Сразу после старта произошел взрыв, и осколок трубы буквально в сантиметрах от головы Кристи впился в дерево, но Михаила Константиновича удручало не это, он пытался разобраться, почему произошел взрыв.

Начальный состав кафедры (Г.И. Зайчик, Б.И. Зарецкий, Е.И. Магидович, К.А. Талу, М.А. Крейнес) не удалось сохранить, так как по понятным причинам в конце 40-х – начале 50-х годов большинство сотрудников не смогло остаться на кафедре, занимавшейся оборонными вопросами. Из тех, кто работал с Михаилом Константиновичем в начале сороковых годов, остались В.А. Иванов, С.И. Леонов. Пришедшие на смену более молодые, но имеющие производственный опыт преподаватели, позволили быстро создать эффективно работающий коллектив. А.А. Полежаев пришел после нескольких лет работы в танковом Конструкторском бюро танкограда (г. Челябинск), Б.А. Пылов прошел школу Наркомата танковой промышленности и испытателей тяжелых танков под руководством знаменитого Ж.Я. Котина, Н. А. Забавников имел боевой опыт танкиста (он добровольцем ушел на фронт, прошел всю войну и вернулся для завершения учебы на родную кафедру), после нескольких лет работы в танковом КБ Уралвагонзавода на кафедру вернулся В.И. Красненьков.

Забавников в годы войны

Н.А. Забавников в годы войны

   Этот коллектив определил и утвердил концепцию подготовки высококвалифицированных кадров для оборонной промышленности, стал научной школой кандидатов и докторов наук, центром научно-технического прогресса в отрасли наравне с такими гигантскими как ВНИИТрансмаш, Академия бронетанковых войск, военные институты в Бронницах и на Кубинке.

   Особенностью научной школы М.К. Кристи было еще и то, что кафедра имела постоянную связь с промышленностью, с научно-исследовательскими институтами и КБ заводов. Здесь большую роль сыграл не только авторитет Михаила Константиновича, но и личные связи Б.А. Пылова с директорами ВНИИТрансмаш (П.К. Ворошиловым, выпускниками кафедры В.С. Старовойтовым и П.П. Исаковым) и главным конструктором Кировского завода Ж.Я. Котиным. Через кафедру гусеничных машин прошли подготовку и защиту кандидатских диссертаций десятки сотрудников ВНИИТрансмаш, многие из которых были выпускниками нашей кафедры.

   Научно-исследовательская работа. По заданию ВНИИТрансмаш, на кафедре был спроектирован и построен уникальный стенд для исследования динамических нагрузок в трансмиссиях гусеничных машин, в частности, гидродинамических. Под руководством Б.А. Пылова группа в составе А.А. Полежаева, Ю.А. Гаврикова, И.Х. Забирова и В.И. Стрельцова решила важную задачу, связанную с крутильными колебаниями в гидромеханических передачах. Эта работа положила конец спорам между нашими и зарубежными учеными в вопросе фильтрации и демпфировании крутильных колебаний в гидромуфтах и гидротрансформаторах, благодаря чему кафедра завоевала право давать заключения по тем или иным научно-техническим проблемам.

   Любовь Михаила Константиновича к новым разработкам, новым идеям захватила и этот новый коллектив: Н. А. Забавников и В.И. Красненьков совместно с Мытищинским ОКБ, руководителем которого был выпускник МВТУ Н.А. Астровым, занялись созданием и исследованием бесступенчатого фрикционного механизма поворота для гусеничной машины. Проведенные исследования позволили им и двум работникам ОКБ (В. В. Егоркину и А.И. Цвейбелю) успешно защитить кандидатские диссертации. И не их вина, что работа не нашла реального воплощения в серийной трансмиссии: отсутствие средств и тогда часто не позволяло закончить работу серийной продукцией.

   Группа Б. А. Пылова и Ю.И. Ловцова (А.А. Полежаев, А.Ф. Данилин, В.С. Кикоть, А.П. Федоренков, В.В. Токарев, В.Е. Воякин, В.К. Маслов) не только разработала проект гидрообхемной трансмиссии для трактора К-700 Кировского завода, но и изготовила два варианта этой трансмиссии (с одним и с двумя ведущими мостами). Насколько оригинальной была эта работа, свидетельствует тот факт, что патент конструкции высокомоментного гидромотора был получен в США, Англии и Германии.

   Этой группой были также разработаны проекты гидрообъемных трансмиссий для многоприводных машин Брянского автозавода (колёсная формула 6´6) и среднего танка.

   И хотя большинство работавших над проектом, принимавших участие в исследованиях выполненных конструкций доказали их перспективность и актуальность успешной защитой кандидатских диссертаций, работа в серию не пошла: сказался, прежде всего, уход Ж. Я. Котина с завода на пост заместителя министра оборонной промышленности и, как следствие, прекращение финансирования.

   Михаил Константинович передал Всеволоду Ивановичу чтение курса, и вскоре после начала преподавательской деятельности он стал одним из лучших лекторов Училища. Методику и содержание курса они отрабатывали вместе, что послужило фундаментом монографии «Новые механизмы трансмиссий», которая получила I-ю премию МВТУ за научно-исследовательскую работу. Основу монографии составил созданный Михаилом Константиновичем курс «Синтез планетарных передач», единственный в своем роде в СССР. Позже В.И. Красненькову пришлось читать его в других организациях и вузах, а после выхода монографии этот курс включили в свои учебные планы родственные кафедры.

   В лаборатории кафедры были действующие образцы гусеничных машин: танки Т–34, БТ–7, тракторы «Комсомолец», С–80, СТЗ-НАТИ, имелся полный комплект конструкторской документации, которую должен был изучить каждый студент. Тогда и военная кафедра готовила танкистов. Уместны слова выпускника Ю. П. Костенко, более 30 лет проработавший в танковой отрасли, м прошедшего путь от конструктора 2 категории танкового КБ Уралвагонзавода до заместителя начальника отдела Комиссии Совмина СССР:«Отлично продуманный и хорошо организованный учебный процесс позволял студентам получить глубокую инженерную подготовку широкого профиля, а совмещение учебных процессов МВТУ и находящейся рядом бронетанковой академии для студентов-танкистов давало возможность получить практически уникальную подготовку по специальности».

 

Заведующие лабораторией

 

   Роль заведующего лабораторией кафедры трудно переоценить. В период становления кафедры он должен быть правой рукой заведующего, знать и понимать специальность. Поэтому не случайно в 1941 году заведующим лабораторией и одновременно ассистентом кафедры становится В.А. Иванов, работавший до этого водителем. Виктор Алексеевич был твердой опорой Михаилу Константиновичу, верным учеником-соратником, впоследствии принявшим от него кафедру.

   Виктор Алексеевич выезжал с М. К. Кристи в эвакуацию Ижевск, где не только преподавал, но и вместе с ним изобретал, строил, испытывал. Его биография неразрывно связана с историей становления и развития кафедры и лаборатории.

   С.И. Леонов пришел в МВТУ в 1938 г. на должность водителя. Во время войны он ездил в Подмосковье и близлежащие области за продуктами для Училища, но он все же нашел время и в 1948 году закончил МВТУ, затем его пригласили кафедру гусеничных машин на должность заведующего лабораторией, где он проработал до 1953 года. Имея богатейший жизненный опыт «технаря», он с легкостью овладел всеми премудростями специалиста и достаточно скоро стал авторитетным руководителем лаборатории, после чего успешно передавал знания и опыт молодому поколению до своего 75-летия.

Леонов

С. И. Леонов

   Впоследствии заведующими лабораторией стали назначать выпускников кафедры, хорошо зарекомендовавших себя не только в учебе, но и в области научно-исследовательской работы, причем многие из них после двух-трех лет работы уходили в аспирантуру. Этот период начинается с Бориса Лотырева (1954–1957 гг.), затем Николай Фомичев (1957–1959 гг.), Юрий Дроздов (1959–1961 гг.), Станислав Джевахашвили (1961–1963 гг.), Евгений Юдин (1964–1967 гг.) – все они отдали много сил для модернизации лаборатории, ее развития и совершенствования. Стенд для исследования пар трения, спроектированный и построенный Ю. Н. Дроздовым, стал стартовой площадкой не только для него самого (здесь он проводил эксперименты для кандидатской и докторской диссертаций), но и для многих его последователей. Им была создана научная школа трибологов.

   На долю С. А. Джевахашвили пришлась основная тяжесть переезда кафедры в южное крыло нового здания МВТУ. Кафедра получила ( по сравнению с тем, что имела) прекрасные площади: двусветный зал, стендовый зал и мастерскую на первом этаже, и три больших комнаты – на антресольном; кроме того, за нами была закреплена спецаудитория на третьем этаже.

И.В. Ковалева - Лучшая машинистка факультета. 1975 г.

И.В. Ковалева — Лучшая машинистка факультета. 1975 г.

   Этот переезд стал границей этапов развития кафедры: закончился этап рождения и становления, начался этап полнокровной деятельности, завоевания лидирующего положения среди родственных кафедр Союза, время укрепления научного авторитета кафедры в промышленности и отраслевых министерствах.

 

Работа кафедры в 1960-е годы

 

   Для кафедры гусеничных машин 1960-е годы были годами творческого подъема: появились новые идеи, разработки, методы и т. д.

   М.К. Кристи еще был заведущим, ему активно помогал В.А. Иванов, Н. А. Забавников, С.И. Леонов, А. А. Полежаев, укрепляли свой авторитет, преобретали педагогический опыт В.И. Красненьков и В.И. Стрельцов, приходили молодые талантливые преподаватели — В. Н. Наумов, Е. Г. Юдин, Ю. Л. Рождественский.

Наши учителя: В. А. Иванов (справа) и Н. А. Забавников

   Воспитанные на традициях, заложенных М. К. Кристи, многие из них получили признание не только с профессиональной, но и общественной. Достаточно сказать, что Н. А. Забавников в течение 7 лет, а В.И. Стрельцов – в течение 23 лет были деканами факультета, в составе которого находилась кафедра гусеничных машин. А если вспомнить, что Бронетанковый факультет сразу же возглавил Г.И. Зайчик, а в сороковых годах несколько лет исполнял обязанности декана факультета Транспортного машиностроения В. А. Иванов, то можно сказать, что из полувековой истории факультета около 40 лет его возглавляли представители кафедры «Гусеничные машины».

А. А. Полежаев

А. А. Полежаев

Б.А. Пылов

Б.А. Пылов

   Воспитанники кафедры и в последующие периоды работали заместителями декана, секретарями партийной организации факультета, председателями профкома факультета.

   Именно в 1960-х годах кафедра была признана головной, а ее учебный план – базовым для специальности «Гусеничные и колёсные машины». Именно к этому времени относится и выход фундаментальных учебников по специальности: Н. А. Забавников «Основы теории транспортных гусеничных машин», М. К. Кристи и В. И. Красненьков «Новые механизмы трансмиссий», А. А. Полежаев «Защита гусеничных машин».

На конференции: А.П. Федоренков, Е.Г. Юдин, Н.А. Забавников

На конференции: А.П. Федоренков, Е.Г. Юдин, Н.А. Забавников

Н.А. Забавников за работой

Н.А. Забавников за работой

   Продолжаются опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы. Начиная с 1962 года группа сотрудников и аспирантов кафедры совместно с Институтом горного дела им. Скочинского разработала оригинальную гидрообъемную трансмиссию для трактора ленинградского Кировского завода К–700. Об этом уже упоминалось выше, но хотелось бы еще раз подчеркнуть, что эта работа была на уровне мировых разработок того времени, она намного опередила технологические возможности отечественной промышленности, дала толчок к использованию гидрообъемных передач в отечественном транспортном машиностроении.

   Под руководством В. А. Иванова стало развиваться направление по исследованию влияния крутильных колебаний на прочность и долговечность в трансмиссияй. Фактически родилась научная школа, которая впоследствии стала мощным коллективом, занимающимся динамическими нагрузками в трансмиссиях и ходовых системах гусеничных машин. Достаточно назвать некоторые фамилии, чтобы показать значимость этих работ. Выпускник и аспирант кафедры А. А. Полунгян, его кандидатская диссертация была начата на кафедре, а закончена и блестяще защищена в Чехословакии, где Аркадий Авсеевич был на стажировке что говорит уже о международном признании. Продолжая работу далее, А. А. Полунгян защитил и докторскую диссертацию, став одним из известных ученых в области исследования динамических нагрузок в трансмиссиях.

   Авторитетным ученым стал выпускник кафедры Р. К. Вафин. его кандидатская и докторская диссертации до сих пор являются «опорными точками» в исследованиях трансмиссий на прочность и долговечность в условиях воздействия реальных динамических нагрузок.

   В эти годы на кафедре обосновываются новые идеи, ведутся конструкторские и научные работы, защищаются диссертации. Сотрудники кафедры широко привлекаются для участия в государственных экспертизах. В этом видится признание авторитета кафедры и ее руководителя М. К. Кристи.

   Надо сказать, что М. К. Кристи еще до организации кафедры по заданию правительства выполнял ответственные поручения по испытанию и постановке на серийное производство тракторов. Михаил Константинович вспоминает: «…За этот период (имеется в виду 1920–1932 гг.) при моем непосредственном участии, а затем под моим руководством отдел (НАТИ) проследил весь путь развития конструкции и производства тракторов «Коммунар» и «Большевик», а также массового производства трактора «Фордзон» и некоторых других заграничных марок; разработал и провел большое число испытаний тракторов лабораториях, и в поле (на базах в Черемушках и Нахабино)».

   Эти испытания позволили определить рациональную конструкцию трактора для массового производства первого советского тракторного завода в Сталинграде, а так же стали основой для написания «Теории трактора» и краткого курса «Испытания гусеничных машин» для слушателей Военной академии механизации и моторизации РККА, где М. Е. Кристи впервые была организована танковая лаборатория.